Юрист по арбитражным спорам поможет исключить здание из перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости

 

На территории Москвы действует Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года №700-ПП, которым определяется перечень зданий, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (подробнее).

Постановление принято в развитие статьи 378.2. НК РФ и статьи 1.1. Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 «О налоге на имущество организаций».

Собственники зданий не всегда согласны с правомерностью отнесения их здания к категории зданий, которые облагаются по кадастровой стоимости и достаточно часто суд общей юрисдикции удовлетворяет требование об исключении здания из перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости.

Подача иска в арбитражный суд

Юрист по арбитражным спорам обычно мотивирует заявление об исключении тем, что здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 1.1. Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций» и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечень противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.

Мы уже приводили примеры судебных споров, когда суд вставал на сторону собственника.

Судебная практика не стоит на месте, и стоит отметить, что в настоящее время суды обращают особое внимание на вид разрешенного использования земельного участка, на котором находится соответствующее здание.

Так Верховный суд отказ в исключении здания из перечня (дело от 16 февраля 2017 г. N 5-АПГ16-114) указав следующее:

К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Как следует из пунктов 3 и 4 статьи 378.2. НК РФ, административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) признаются отдельно стоящие нежилые здания (строение, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из условий, содержащихся в указанных пунктах. Одним из таких условий является расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке с определенным видом разрешенного использования. В случае если вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагается объект недвижимости, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, то для целей статьи 278.2. НК РФ такой объект признается административно-деловым центром, если же предусматривается размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то такой объект считается торговым центром (комплексом).

Судебным спором было установлено, что здание расположено на земельном участке с кадастровым номером, с установленным видом разрешенного использования «деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).

Таким образом, характеристики, площадь и расположение указанного здания на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, позволяют отнести названные объекты недвижимости к административно-деловому центру.

При таких данных указанные здания правомерно включены Правительством Москвы в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В другом деле Верховный суд подтвердил правомерность исключения зданий из перечня зданий, облагаемых по кадастровой стоимости (дело от 23 марта 2017 г. N 5-АПГ17-13), указав следующее.

На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.

Согласно пункту 1.2. данного порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.

В материалы дела был представлен акт обследования государственной инспекции, согласно которому здание фактически используется для размещения офисных помещений. Из указанного акта следует, что вывод о фактическом использовании объекта недвижимости сделан на основании осмотра фасада здания. При проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания представители государственной инспекции на объект допущены не были.

Суд, удовлетворяя иск об исключении из перечня подчеркнул, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

Другие статьи по теме:

В Москве скорректирован порядок признания объекта фактически используемым для деловых, административных, торговых целей

Еще один способ оспорить кадастровую стоимость

С 01 января 2016 года в Москве будет изменен перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость

Московская юридическая компания Дикес Консалтинг оказывает услуги по представительству в суде по искам об исключении объектов недвижимости из перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости  подробнее